КАК ОТКРЫТЬ ХОСТЕЛ? Чтобы открыть гостиницу, не

КАК ОТКРЫТЬ ХОСТЕЛ?

Чтобы открыть гостиницу, не обязательно иметь внушительный список инвесторов или серьезный капитал. Достаточно найти средства на аренду квартиры и покупку необходимой мебели, и перед вами — самый бюджетный вариант размещения: хостел.

Ниша почти свободна. Формат хостела — койко-место в центре города за 10–15 евро в сутки — отлично зарекомендовал себя в мире. Желающие сэкономить на проживании есть всегда, поэтому заполняемость хостелов держится на хорошем уровне круглый год. Под нужны хостела обычно арендуется и переоборудуется квартира в центре города. Условия в таких гостиницах скромные: в комнатах двухъярусные кровати (их количество ограничивается только площадью помещения), пара стульев и столов, из удобств — общий душ и туалет на хостел. Загрузку обеспечивают молодые туристы, для которых основной принцип — «дешево и сердито». В большинстве своем это бэгпэкеры (bagpacker) — молодые люди, путешествующие в компании большого рюкзака (отсюда и название) в одиночку или с друзьями.

Первоначальный капитал

Скромные требования по оснащению хостела обеспечивают его главный плюс: минимальные затраты на открытие. Так, по словам Натальи Петровской, чьей семье принадлежат два хостела «3 Пингвина» в Москве, при желании можно уложиться в 500 тыс. руб. «Бюджет складывается из расходов на аренду (нужно иметь запас на арендные платежи на тот период, пока хостел не „раскрутится”, минимум на три-четыре месяца), ремонт, приобретение мебели и оборудования, рекламу»,— говорит она. По ее словам, сметы могут отличаться в несколько раз, в зависимости от запросов и возможностей владельцев. Так, стандартные кровати в большинстве хостелов — 80 х 190 см, а где-то и вовсе армейский вариант — шириной 70 см. «В „3 Пингвинах” исходят из того, что сон гостя — это, собственно, и есть то, зачем он приехал. Поэтому на кроватях экономить нельзя: у нас они с удобными ортопедическими матрасами, размером 90 х 200 см». Стоимость постельного белья, подушек, одеял напрямую зависит от искомого качества и желания владельца сэкономить. «Разница в цене по любой позиции может составить до 200%»,— подчеркивает Петровская.

В столице снять квартиру, отвечающую основным требованиям хостела — в центре города, максимум в пяти минутах пешком от метро, можно от 130 тыс. руб. По данным управления аренды квартир «ИНКОМ-Недвижимость», за эту сумму можно найти трехкомнатную квартиру общей площадью 115 кв. м с двумя санузлами в трех минутах ходьбы от станции метро «Цветной бульвар». За 165 тыс. руб. есть пятикомнатная квартира на 130 кв. м с двумя санузлами рядом с метро «Проспект Мира». Выбирая помещение под хостел, стоит учитывать важнейшую составляющую будущего успеха предприятия — соседей. «Это второй по важности фактор после помещения»,— убежден Антон Басин, совладелец Da! Hostel Moscow. Им может не понравиться увеличившаяся проходимость подъезда и специфические постояльцы. Именно поэтому перед заключением арендного договора стоит поговорить с соседями и установить контакт. Если же реакция будет негативной, лучше сменить помещение: в противном случае есть риск встретиться с бесконечными жалобами на шум, мусор и так далее.

Далее следуют расходы на персонал. Как минимум понадобятся услуги двух администраторов, чтобы обеспечить обслуживание в течение дня. Для круглосуточного присутствия на ресепшне нужны уже три сотрудника (при восьмичасовом рабочем дне). Как поясняет Петровская, основные требования к администраторам — дружелюбие и готовность помогать гостям, а также стремление к чистоте, ведь они — лицо хостела. «Английский язык приветствуется, но хороший уровень не является обязательным требованием. Как показывает опыт, языковые навыки при желании очень быстро нарабатываются в процессе общения с постояльцами»,— говорит Петровская.

Реклама — еще одна статья расходов. Как поясняют владельцы столичных хостелов, чтобы создать дружелюбную, уютную атмосферу в гостинице, в которой чувствовать себя комфортно будут как иностранцы, так и придирчивые российские путешественники, хостел не должен превращаться в ночлежку. Именно поэтому массовая реклама — объявления в газетах, на улицах — не подойдет. Прежде всего узнавать о хостелах должны пользователи сети Интернет. «Самый быстрый способ — это реклама в „Яндексе”. Однако, несмотря на ее высокую эффективность, для хостела она дорогая»,— поясняет Петровская. Второй вариант — «сарафанное радио». «Путь долгий, но надежный»,— убеждена она. Прочная репутация среди знакомых дает своих постоянных клиентов, поддерживают эксперты. Однако основной способ рассказать о себе — зарегистрироваться в международных системах бронирования. Комиссия за сотрудничество — 10–20% от стоимости номера.

Обязательные знания

Никаких специальных разрешений для открытия хостела не нужно: гостиничная деятельность в России не лицензируется. Достаточно зарегистрировать ООО или ИП, в уставе которых указать соответствующий вид деятельности, купить и зарегистрировать в налоговой инспекции кассовый аппарат и оформить права на помещение. «Выбирая помещение под хостел, необходимо учитывать обязательные правила, установленные действующим законодательством»,— говорит Наталья Петровская. Так, хостел не должен размещаться в подвальном или на цокольном этажах. Должны быть соблюдены требования пожарной безопасности (это и ширина эвакуационных выходов и лестниц, и наличие второго выхода для больших хостелов, рассчитанных на размещение 50 и более человек). Кроме того, потребуется осуществлять миграционный учет иностранных гостей, попросту регистрировать их.таблица

Размер бизнеса позволяет владельцам хостелов применять упрощенную систему налогообложения. Налог на прибыль в этом случае платится один раз в год в размере 6% от оборота компании или 15% c прибыли. Срок, за который хостел может выйти на самоокупаемость, зависит от целого набора факторов, главный из которых все же заполняемость отеля. По словам Петровской, первому хостелу «3 Пингвина» на выход «в плюс» потребовалось четыре месяца, второму — уже меньше, благодаря сложившейся репутации на рынке.

Спрос и предложение

Если на Западе хостел можно найти даже в небольших городах, и новичкам в этом сегменте приходится туго, то в России ситуация обратная: формат приживается медленно, так что свободная ниша на рынке для новых средств размещения есть. Самая сильная конкуренция ждет игроков рынка в столицах. Так, в Москве, согласно данным международного сайта бронирования хостелов Hostels, можно забронировать койко-место онлайн в 49 хостелах, стоимость проживания — от 9 евро в сутки за койко-место. В Санкт-Петербурге хостелов больше — 68, а цены ниже — от 5 евро. Также хостелы работают еще в 17 городах: Иркутске, Казани, Красноярске, Новосибирске, Томске, Улан-Удэ, Екатеринбурге и других. Среди лидеров по количеству в сутки за койко-место Иркутск: 12 хостелов, стоимость проживания в сутки за койко-место 4–18 евро в сутки. В большинстве других городов хостелов единицы.

Хостелы будут востребованы, уверяют специалисты. В Москве, например, это один из немногих способов решить проблему недорогого проживания в центре. Нехватка качественного номерного фонда экономичного класса в центре столицы объясняется вполне понятным желанием девелоперов получать максимальную прибыль со своих проектов. Последние предпочитают строить отели уровня «четыре-пять звезд». В то же время туристический поток в столицу растет, а вместе с ним увеличивается и востребованность гостиниц экономкласса. Так, в 2011 году столицу посетили 4,47 млн иностранных туристов, что на 12% выше результатов 2010 года. Нехватку отелей экономкласса городские власти обещают покрыть в ближайшие 13 лет, открыв 364 гостиницы. Однако темпы реализации пока значительно отстают от запланированных. «Исходя из утвержденной правительством Москвы концепции развития туризма, до 2016 года в столице нужно открывать по 40 гостиниц в год, каждая на 200 номеров,— говорит замдиректора отдела развития индустрии гостеприимства CB Richard Ellis Станислав Ивашкевич.— Сейчас открывается порядка десяти новых отелей с небольшим номерным фондом — не больше 40 номеров».

При таких условиях востребованность и заполняемость московским хостелам обеспечена. Что, в свою очередь, гарантирует стабильную прибыль. Как предполагает исполнительный вице-президент и глава Jones Lang LaSalle Hotels по России и СНГ Марина Усенко, речь может идти о 50–60% чистой операционной прибыли. Для сравнения, средний показатель по гостиничному рынку — 35–40%. Таких результатов владельцам хостелов удается добиться благодаря сравнительно низким затратам на содержание гостиницы: минимальный пакет услуг (ночевка и завтрак) позволяет экономить на обслуживании. В регионах у этого бизнеса могут возникнуть проблемы (см. таблицу факторов, влияющих на проект). Прежде всего с заполняемостью койко-мест. Здесь нужно подробно изучить регулярный туристический спрос, карту культурных и спортивных событий города, чтобы иметь представление о возможных пиках и спадах продаж и предусмотреть, как воспользоваться первыми и нивелировать вторые.

Интервью с экспертами:

1. Станислав Ивашкевич, замдиректора отдела по развитию индустрии гостеприимства CB Richard Ellis считает, что открыть хостел в крупных городах в регионах на 20–30% дешевле, чем в столице.

С одной стороны, стоимость аренды квартир значительно ниже. С другой — на получение первой прибыли уйдет гораздо больше времени: вне Москвы и Санкт-Петербурга и доход совершенно другой. Если в столице ночь в гостинице стоит от 4–5 тыс. руб. в сутки, то в регионах — 3–3,5 тыс. руб. Таким образом, вместо столичных 600–800 руб. за койко-место в хостеле в регионах придется брать от 300 руб. в сутки. «Кроме того, в регионах загрузка может быть совершенно неоднородной, как на очень низком уровне, так и на высоком, если заполняемость обеспечивают сезонные мероприятия: фестивали, концерты и т. д. Это обстоятельство надо учитывать»,— предупреждает Ивашкевич.

С точки зрения перспективности помимо городов-миллионеров наиболее интересны студенческие и туристические маршруты: Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи. Однако с популярными среди туристов городами Золотого кольца ситуация сложнее. Там практически нет жилого фонда, пригодного под хостелы,— или одноэтажная старинная застройка, или старые пятиэтажки. Для хостела нужна большая квартира, бывшая коммуналка в центре.

Алексей Игнатов, соучредитель портала по аренде коммерческой недвижимости Officelord.ru говорит, что, хотя хостелы в России — явление достаточно новое, потенциальный рынок подобного сервиса у нас огромный.

«Стоимость проживания в гостиницах сегмента low-cost в столице и городах-миллионерах достаточно высока, а спрос на них намного превышает предложение. Этот вид бизнеса можно легко масштабировать, создавая большой региональный бренд из сети хостелов. Наибольший спрос на такие гостиницы будет прежде всего в столичном регионе и ряде крупных городов: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Волгограде, Самаре, Ярославле, Владивостоке».

По словам Натальи Петровской, семье которой принадлежат хостелы, бизнес-идея появилась у ее дочери, Анны Боровиковой, работавшей в гостиничном бизнесе за рубежом и в России. «Когда она решила, что пришло время попробовать реализовать свой потенциал самостоятельно, а не в качестве наемного работника, то все „сошлось” на хостелах. Это и особенности формата, и то, что для открытия хостела не требуется значительного стартового капитала даже в таком городе, как Москва»,— рассказывает Петровская. Самым сложным было обеспечить заполняемость хостела сразу после его открытия, что ожидаемо. «Наш первый хостел был рассчитан на 30 человек, то есть за месяц при стопроцентной заполняемости это было бы 900 человеко-ночей,— считает Петровская.— В первый месяц у нас было не больше 100 человеко-ночей». Владельцы «3 Пингвинов» решили сделать акцент на «сарафанном радио» и системах бронирования. Сегодня проблем с заполняемостью уже нет. Так, в июне хостел на Петровском бульваре был заполнен на 75%. Обе гостиницы приносят владельцам прибыль.

Однако, подчеркивает Анна Боровикова, управляющая «3 Пингвинами», вести этот бизнес не так просто, как кажется с первого взгляда. «Хостел — это не ночлежка. Те неудобства, которые вызваны тесным размещением, должны восполняться дополнительными удобствами. Наши гости не менее требовательны, чем постояльцы люксовых гостиниц,— убеждена отельер.— В хостелах важным является не только местоположение, хотя, по нашему опыту, это один из важнейших факторов, влияющих на успешность бизнеса. Два другие это — чистота (в санузлах должно быть безупречно чисто всегда) и благоприятная атмосфера в гостинице. Обеспечить это при минимальном бюджете нелегкая задача».

Тем не менее, Анна Боровикова считает, что у хостелов в России большой потенциал: как только российские путешественники привыкнут к новому для себя формату, спрос на хостелы значительно вырастет. «Для иностранца хостел — вещь понятная. Для нашего среднестатистического соотечественника это что-то неизвестное, и потому страшное. А между тем, такой вид размещения очень подходит для учащихся в учебных заведениях, приезжающих в Москву на олимпиады и конференции»,— говорит отельер.

Читайте также: